Все
Отредактировано:08.02.19 10:20
Вчера на лекции со мной произошел маленький казус. Как всегда минут на двадцать после работы припозднился. Сажусь за парту, и кося левым глазом на записи соседа, начинаю переписывать основные тезисы и литературу.
Походу лекции начинаю вникать. Ага. Трансцедентного на самом деле - нет. Все имманентно. Эта имманентность производит сама себя. Она не преследует ни какой цели, а мы должны воспринимать ее вот так, потому что она такая.
Тяну руку: - Простите, - говорю, но это же какой то махровый материализм получается.
- А вот если бы вы не опоздали, - говорит препод, - то услышали бы, что мы сегодня разговариваем об атеистической теологии...
Оказывается, в конце ХХ века возникло такое направление. Основывается на мыслях Жиля Делеза. В последствии было продолжено Дж. Д. Барбером в США и Франсуа Ларюэлем, который пытается ввести новый термин "не-философия".
В принципе, основные тезисы знакомы. Есть только мир. Нет ничего "потустороннего". Мы как мыслящие существа возникли в этом мире совершенно случайно. Ни какого "великого замысла" в появлении человека нет.
Отсюда, собственно, и выводы. Добра и зла как таковых не существует. Добро и зло появляются только при возникновении цели. Цель ставит только мыслящее существо - человек. Если нечто совпадает и способствует достижению цели то мы считаем это - добром. Не совпадает - считаем злом. Но в самом мире ни добра, ни зла нет. Нам это только кажется, потому что мы ставим цели, а мир - нет. В общем стандартный набор кафедры научного атеизма МГУ 60-70 гг. прошлого века, базирующийся на специфическом понимании Спинозы.
Но есть фишка. Философия, оказывается это неправильный способ мышления. Неправильный, потому что, дублирует существующую реальность. Философ, познавая себя, смотрит на себя со стороны. То есть я - изучающий субъект, и я же - изучаемый объект. Ничто в мире так не действует, поэтому правильное познание мира и себя возможно только если отказаться от такого "взгляда со стороны" и воспринимать все таким, какое оно есть.
Прикольно. То есть "Исповедь" Августина, с которой, в принципе началась современная европейская литература, и в которой автор ведет диалог со своей душой - на свалку. Все высказывания и мысли, построенные по принципу "Я спрашиваю себя:..." - тоже на свалку.
"Я не могу понять этой тайны, но мое сознание повторяет мне, что я - двое: есть моя душа и есть я", - писал Уолт Уитмен. Одна из основных тем всей серьезной литературы - это отношения человека с его же внутренним миром, с его же душой.
Не хочу я в таком мире жить. В таком мире не с кем помолчать, а самое главное, отсутствует сама возможность поговорить с умным человеком.
:D 8)